«Я выбрал этот путь и буду идти до конца»: Актер фильма «9 рота» Сослан Фидаров — о том, почему важно воспитывать настоящих мужчин
Фидаров: На Донбассе без оружия никак — я же не буду стихи рассказывать, если в меня будут стрелять.
Фидаров: На Донбассе без оружия никак — я же не буду стихи рассказывать, если в меня будут стрелять. / Россия 24
Сослан Фидаров сыграл Пиночета в «9 роте» и с тех пор чаще всего снимается в военных фильмах. Больше того: теперь он носит форму не только на съемочной площадке — с 2014 года актер на Донбассе. Помогает своим друзьям, мирным жителям, детям и при этом не делает селфи в окопах, в которых тоже, конечно, бывает. Так после начала СВО и выяснилось: популярный артист — герой не только на экране, и он не только на словах дал резонансный ответ киношному однополчанину Артуру Смольянинову (признан иноагентом — прим.ред). Разные это понятия — страх на войне и страх перед кинокамерой или зрительным залом.
Сослан, вы очень много «воевали» на экране, но одно дело съемочная площадка, где нужен талант, а другое дело реальная война, где нужно мужество. Откуда оно берется — как и талант, дается свыше или воспитывается?
Сослан Фидаров: Мне кажется, это все с молоком матери. Когда ты в доме видишь, кто такой папа, когда ты берешь пример со старших, когда тебя мужчины учат с детства и говорят, что вот это нельзя делать. И причем не просто говорят, а доказывают своим поведением, то это закладывается на всю жизнь. И ты знаешь, что и друзья твои воспитаны также, и поэтому вы с ними понимаете даже без слов. Это хорошо заметно, когда ты в зоне СВО, где друг может ничего не говорить, потому что он знает, как в той или иной ситуации я поступлю, и я знаю, как он поступит.
Слово «мужчина» на фронте приобретает новые значения?
Сослан Фидаров: Мы каждое утро надеваем брюки на себя, и мы должны соответствовать этим брюкам. Я не знаю, как это правильно сформулировать и сказать одним словом, но мужчина — это очень много. И раз мы об этом с вами говорим, то можно я обращусь ко всем мужчинам и парням нашей страны?
Я бы хотел попросить, чтобы каждый в своем доме воспитывал мужчину. Не нужно нам разрушать мозг и показывать разные непристойные вещи, которые не нужны нам, мужчина должен быть всегда мужчиной сам и по этому пути вести своих сыновей. Мужчина должен понимать, что есть мама, есть мама твоих детей, есть твой дом, все это нужно защищать, как бы страшно тебе не было. И с этим девизом идти по жизни. Не обязательно быть на войне, ты вышел из дома, ты идешь добывать, ты уже воин. И вести себя ты должен именно как воин, должен воспитывать младших, помогать старшим, уважать женщин, защищать Родину, которую я лично с каждым днем все больше люблю.
Ваш путь воина начался когда? Судя по слухам в интернете, воевать вы пошли аж в 12 лет, мол, сельскому осетинскому пацану, который плохо учился, больше ничего не оставалось. Это правда?
Сослан Фидаров: Нет. Я родился в городе, во Владикавказе. Жил в обычной пятиэтажке, за моим домом была моя школа. Однажды, мне тогда было как раз 12 лет, учительница сказала нам, что уроков не будет, расходитесь по домам. И я радостный побежал домой. Помню, был октябрь, и солнце было еще таким ярким, и вот я прибегаю к подъезду, а там на лавочке мама сидит, я ей начинаю рассказывать, что сегодня уроков не будет, а она мне отвечает: «Я знаю, сынок, иди домой, война началась». А уже вечером я увидел, как едут КАМАЗы, как люди с оружием выходят. Потом нас мужчины стали посылать собирать банки из-под лака — раньше женщины лаком брызгали волосы, — мы собирали и сносили в гараж, он стоял рядом с нашим домом. В этом гараже мужики делали какие-то бомбы. Вот тогда я понял, что такое война. 12 лет мне было.
Я не осуждаю тех, кто не пошел воевать. Люди разные. Но когда ты убежал и начинаешь хаять свою страну, то тут даже обсуждать с тобой нечего — ты предатель
А когда для вас начался Донбасс?
Сослан Фидаров: На самом деле, все началось даже не в 2014 году, а в 2008-м, когда была война в Южной Осетии с Грузией, когда грузины напали на Цхинвал. Все помнят, как российские братья приехали к нам на помощь в Южную Осетию, и если бы российская армия не зашла туда, то осетин бы с лица Земли стерли бы, и этот поступок никто никогда не забудет. Тогда же донецкие парни тоже приехали в Южную Осетию, и соответственно были пересечения, знакомства. Потом наступает 2014 год, и наши знакомые дончане просят нас помочь им. Мои друзья, в том числе друзья по двору, собрались и поехали воевать за Донбасс.
Роль Пиночета в «9 роте» принесла Сослану Фидарову первую славу. Фото: «Гемини»
Я тогда снимался в кино, но продолжал общаться с парнями, спрашивал, какая помощь нужна, они отвечали мне, что нам-то ничего не нужно, но вот у местных жителей здесь проблемы. Воды нет, медикаментов нет, нет вообще ничего, и дети в подвалах сидят. И я дал клич и собрал КАМАЗ с гуманитаркой, это было лето 2014-го, и мы двинули в Донецк. Приехали, разгрузились, и мне сразу же объяснили, что развозить все лучше самому, и я начал возить — Ясиноватая, Енакиево, район Петровский… Тогда же я стал знакомиться с местными жителями, с ребятишками, и когда я однажды уезжал от детей, мне один ребенок задал вопрос — а вы еще приедете обратно? Я смотрю на него и понимаю, какой ответ он ждет от меня…
И вы остались там?
Сослан Фидаров: Я остался. Как-то вот этот ребенок меня сильно задел. И я начал узнавать ситуацию, ездить по городу, по местам боевых действий, я понимал, что ребятам моим тоже нужна помощь, потому что не хватало людей, и это была еще одна причина остаться…
…С оружием в руках?
Сослан Фидаров: Когда мы первые разы ездили, у нас были неприятные моменты, и, в конце концов, командир мне говорит: слушай, если ты с нами, то тебе придется взять оружие. И я сам понимал головой, я же не буду стихи рассказывать, если в меня будут стрелять. А со своими боевыми товарищами я где угодно. Сегодня мы, допустим, работаем с мирным населением, завтра едем на передовую, послезавтра мы доставляем что-то, работы очень много. И каждый день, грубо говоря, не похож на вчерашний.
Были ситуации на грани между жизнью и смертью?
Сослан Фидаров: Конечно, это же война, прилетающая мина не выбирает, артист ты или нет. Когда прилетает, это очень страшно, это аж кости хрустят. Но сейчас, честно сказать, я больше занимаюсь гуманитарной миссией, стараюсь помогать мирным жителям, это сегодня мой фронт, потому что им правда нужна наша помощь, они сегодня как дети, скажем так.
Жители узнают вас? Что говорят?
Сослан Фидаров: Эту реакцию надо видеть, ее не перескажешь, она настолько бывает теплой! И в тот момент, когда я заставляю человека улыбаться, я понимаю, что это моя победа маленькая. Я все-таки поехал туда нести добро и помогать людям, потому что я с детства знаю, как мы ждали помощи и хотели, чтобы нам помогли. И профессия моя очень помогает людям там, это я говорю без лукавства. Спасибо Всевышнему, что он дал мне эту профессию, и я могу помогать людям на войне.
То есть цена актерской улыбки на войне гораздо выше?
Фидаров: Сейчас я больше занимаюсь гуманитарной миссией, мирному населению очень нужна наша помощь. Фото: Из архива Сослана Фидарова
Сослан Фидаров: У меня на этот счет однажды была такая история. Это был 2015 год, зима, мы ехали в Енакиево и немного заблудились. И вдруг на нас выбежали люди с оружием, и как сейчас помню — дверь с моей стороны открывает человек с автоматом и направляет его на меня. И я по его глазам вижу, что малейший щелчок, и этот человек выстрелит. Этот взгляд я никогда не забуду. И я своими действиями, своими разговорами сделал так, что он начал улыбаться! То есть этот человек из такого злого мужика превратился в улыбающегося человека, который опустил автомат. Я с ним просто поговорил, я ему показал, что я везу пюре детям, и он понял меня, он повез меня в штаб, напоил самогонкой, накормил, это оказались наши казаки, все обошлось. И это была тоже победа!
Как вы при этом в кино успевали сниматься?
Сослан Фидаров: Есть договоренность, когда у меня съемки, я выхожу из батальона и снимаюсь в кино, а когда заканчиваются съемки, захожу обратно в батальон и работаю с ребятами.
И в таком режиме уже 9 лет?
Сослан Фидаров: Так точно.
Как отнеслись коллеги-актеры к вашему донбасскому настоящему?
Сослан Фидаров: Я вам скажу так, с 2014 года, когда я ездил туда, я это не афишировал вообще никак, про Донбасс знали лишь единицы. Когда началась СВО, благодаря неким людям об этом узнали все. И я пока, честно говоря, не знаю реакции коллег. У меня скоро как раз начнутся съемки, это картина про блокаду Ленинграда. Но я почему-то думаю, что все будет хорошо, потому что моих единомышленников очень много. В любом случае, это моя жизнь, это мое мнение, я держусь своего мнения. Я выбрал этот путь и буду идти до конца, хотя бы потому, что мой папа точно так же думает, как я, мои родные, хоть и переживают за меня (а у меня супруга, папа, мама, соседи, друзья, два маленьких сына), но они все понимают: лучше я буду со своей страной, чем я убегу. Так я воспитан.
А те, кто побежал из страны после 24 февраля, были как-то по-другому воспитаны?
Сослан Фидаров: Я не осуждаю тех, кто не пошел воевать добровольцем. Это их право. Люди разные. Есть парни, которые приезжают в зону СВО и через пару дней говорят: «Я хочу уехать, потому что это не мое». И я понимаю их, но они говорят хотя бы правду. Они не хают свою страну, они говорят, что готовы патроны подносить, пирожки печь, картошку чистить, они не идут в окопы, но они со своей страной. Но когда ты убежал и начинаешь хаять свою страну, то тут даже обсуждать с тобой нечего — ты предатель.
Среди ваших коллег таких немало, как вы сами знаете. Как с ними потом жить, работать? Или — бог с ними, не стоит тратить на них время?
Сослан Фидаров: «Бог с ними» — я так, наверное, не скажу. Осуждать и наказывать я не вправе, но, если человек поступил так сегодня — завтра он поступит так же. Я с ним в разведку не пойду.
А на съемочную площадку?
Сослан Фидаров: Работа в кино — для моего зрителя. Мой зритель совершенно ни при чем, он не в ответе за моего коллегу — поэтому я буду работать, делать свое дело. Мой мастер мне всегда говорил: профессию предавать нельзя. По-любому буду работать.
Актер Сослан Фидаров обратился ко всем мужчинам России / Авторы: из личного архива Сослана Фидарова
Справка «РГ»
Сослан Фидаров родился 9 июля 1980 года в Северо-Осетинской АССР. Об актерской карьере мечтал с детства. Учился на факультете искусств Северо-Осетинского государственного университета, в 2002 году успешно окончил Театральное училище имени Бориса Щукина, курс Юрия Авшарова. Работал в Северо-Осетинском академическом русском драматическом театре имени Евгения Вахтангова.
Дебют в кино — военный фильм «Мужская работа — 2», на съемках познакомился с Федором Бондарчуком, который запомнил талантливого артиста и вскоре пригласил на роль доброго чеченца Пиночета в свою картину «9 рота». Сегодня в фильмографии Фидарова более 70 названий. В списке режиссеров, с которыми удалось поработать, — Никита Михалков, Сергей Урсуляк, Андрей Малюков… После окончания СВО планирует заняться развитием осетинского кино.
Сослан Фидаров обратился к читателям «РГ» из Донбасса:
— Когда в дом заходит старший, нужно вставать. Это уважение к старшему. Растите дома настоящих мужчин. Вам потом легче будет. Растите патриотов, внедряйте настоящие ценности. Нас никто не полюбит, пока мы сами себя не полюбим по-настоящему. Берегите свои семьи, берегите своих женщин, берегите детей. У нас все получится. У нас все обязательно получится.
Максим Васюнов
https://rg.ru/2023/02/23/moia-9-ia-rota.html
Последние новости
Важность врачей в нашей жизни
Уважение к медицинским работникам и их роли в обществе
Новые инициативы по улучшению качества жизни в городах России
Государственные программы направлены на повышение уровня жизни граждан.
Новые достижения в области науки и образования
Ведущие исследователи делятся своими последними открытиями.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией