Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть VIII. Геннадий Ванденко

Династия, музыка, большая и яркая судьба, любящий семьянин, ответственный руководитель, внимательный педагог,  скрупулёзный и пунктуальный, талантливый и замечательный… Геннадий Павлович Ванденко.

Династия, музыка, большая и яркая судьба, любящий семьянин, ответственный руководитель, внимательный педагог,  скрупулёзный и пунктуальный, талантливый и замечательный… Геннадий Павлович Ванденко.

Работая над своим проектом, я познакомилась с Геннадием Павловичем и благодарна за доверие, которым он меня наградил авансом. Мы работали над его материалами, ценными семейными фотографиями. Он впустил меня в учебные классы Ростовского колледжа искусств – и я только рада была возможности лишний раз приехать туда, чтобы напитаться атмосферой старейшего учебного заведения нашего города (история ведётся с 1900 года).

Соавтором Геннадия Павловича в написании их семейной главы стала его дочь Свичкарёва Анна Геннадьевна – преподаватель отделения «Фортепиано» ГБОУ СПО РО «Ростовский колледж искусств». Их глава вышла самая большая. И к этому я тоже немного причастна, так как дополняла её справками. А их потребовалось много, так как творческая судьба Геннадия Павловича связывала его с многими известными личностями. А уж путь по стране какой был! Остров Попова под Владивостоком, остров Русский, города Херсон (окончил с отличием Херсонское музучилище), Одесса (красный диплом Одесской госконсерватории им. А.В.Неждановой), Нежин (работа в пединституте), Москва (аспирантура Московского педагогического института им. В.И.Ленина), Таганрог (преподавание в ТГПИ), Ростов-на-Дону – с 1977 года.  И уже с 1981 года в должности директора Ростовского училища искусств (сейчас Ростовский колледж искусств). На долгих 17 лет. С 1998 года и по 27 декабря 2021 года – на педагогической работе по классу баяна и аккордеона. Заслуженный работник культуры РФ. Краткий список завоеванных наград и званий вместил около 100 пунктов. Огромное количество учеников.

Доброго Вам здоровья, дорогой Геннадий Павлович!

«По волнам нашей памяти»

«Родился я 26 июня 1938 г. на острове Попова (залив Петра Великого) под Владивостоком. Отец – Ванденко Павел Иванович, военный моряк-сверхсрочник, профессиональный артиллерист береговой обороны. Мать Ванденко Ульяна Семёновна работала в торговой сети. Мой старший брат Олег родился в 1935-м году, с раннего детства его влекло море. Однажды с ним случился казус: влез на бочку с пресной водой, засмотрелся на свое отражение и, не удержав равновесия, плюхнулся в воду, а вывернуться не мог, только ноги болтались. К счастью, мимо проходил сосед-офицер и вовремя выдернул, фактически спас будущего моряка.

Вскоре в связи с переводом отца по службе, семья переехала на остров Русский, где в 1940-м году на свет появились двойняшки – сестричка Раиса и братик Анатолий. А Олег продолжал приобщаться к морю. Как-то Олег вместе с отцом на десантной резиновой лодке отправился порыбачить. Лодка перевернулась. Только отчаянные действия группы матросов, успевших перетащить находившийся в 100 м от берега ял, позволили догнать уносимого шквальным ветром в открытое море юного морехода.

Все было бы хорошо, если бы не началась Великая Отечественная война. С Украины, спасаясь от оккупантов, в семью приехали трое родственников. Как сейчас помню день, когда соседи по дому, сослуживцы отца, судачили: Ванденко своих мало – так он пригрел ещё троих беженцев с Украины. Я тихо сидел рядом в песочнице, но мне не понравился этот разговор и я изрёк: «А ваше какое дело?» - Дяденьки в погонах опешили, но меня не тронули, разошлись.

Началось трудное время. Особенно досталось маме: на её плечи легла забота о компании в девять человек – при том, что получавшим зарплату был только отец. Правда, однажды случилось непредвиденное, что могло сократить семейство. Летом 1943 г. я с Олегом пошёл на море искупаться и позагорать. Неожиданно подошла волна и утащила меня на глубину. Олег не раздумывая бросился меня спасать, но через мгновение новая волна накрыла уже нас обоих – и мы стали тонуть вдвоём. Спас нас оказавшийся на пляже друг семьи старшина Хомич.

Когда наша армия двигалась на Запад и освободила Украину, родственники отправились к себе домой на Херсонщину. Жизнь стала налаживаться. Особенно запомнился День Победы. Яркое солнышко и бодрящий ветер прибавляли праздничного настроения и восхищения героями-победителями. На двухэтажном деревянном доме, в котором жили семьи военнослужащих, был установлен громкоговоритель в форме колокола, из которого слышался голос Левитана и звучала праздничная музыка. Всех обуревала радость Победы и вселяла веру в светлое мирное будущее. Мама, как обычно, ознаменовала праздничный день ударным трудом – борьбой с дикорастущим кустарником и подготовкой участка земли к посадке картошки.

Тем временем стремление Олега поскорее отправиться в большое плавание становилось все более настойчивым. Экипаж из трёх братьев (11,8 и 5 лет) неистово начал готовиться к выходу в рейс: соорудили плот, втихаря насушили сухарей и уже предвкушали романтику путешествия, но неожиданно, к нашему глубокому разочарованию, за несколько минут до отплытия на соседний остров младшего брата, которому надлежало доставить торбу с сухарями, встретил отец. Он тут же раскрыл коварный замысел и упредил наш выход в море. Старший брат подвергся, как теперь сказали бы, серьезным санкциям.

Лето 1945 г. оставило воспоминание о чудесной природе острова Русского, где можно было полакомиться ягодами, виноградом, райскими яблочками, дикими грушами, крыжовником и собрать вдоволь черемши.

В августовские дни запомнилось ожидание возможной атаки на остров японских (самурайских) самолётов и готовность в любую минуту по сигналу тревоги с котомками эвакуироваться в бомбоубежище. В один из вечеров, когда взрослых собрали в клубе, где демонстрировали фильм, в котором с речью выступал И.В.Сталин, меня оставили дома. Я не спал, а, припав к окну, с волнением и восторгом наблюдал, как бесчисленное количество наших самолётов летело в сторону милитаристской Японии.

А однажды, когда мы (мама и четверо детей), что называется, сидели на чемоданах в ожидании сигнала тревоги, вдруг распахнулась дверь и в нашу квартиру ворвалась толпа взволнованных, плачущих от счастья и радости женщин с объятиями и возгласами: «Япония капитулировала!». Так мне запомнилось окончание второй мировой войны.

Начались мои школьные годы. Я, как и старший брат Олег (он учился в другой школе острова и жил в интернате), был прилежным учеником. Однажды учитель Станислав Антонович задал выучить к очередному уроку стихотворение «Ёлочка». Я никогда не слышал, чтобы его декламировали, но зато помню, как часто его напевала мама. На уроке учитель, прежде чем начать опрос, предложил повторить задание. Я тут же погрузился в хорошо знакомую мелодию и начал, как мне казалось, вполголоса петь: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…». Вдруг я почувствовал, что в классе воцарилась гробовая тишина. Оказалось, все ребята и учитель затаив дыхание, слушали моё пение. Я смутился, замолк и не знал, как отреагировать, а Станислав Антонович меня похвалил и поставил пятёрку. Учебный год закончился похвальной грамотой, которую украшали портреты Ленина и Сталина. Но уже в следующем учебном году меня отправили в другую школу-интернат, где учился и жил брат.

Отец Павел Иванович любил не только море. Его хобби – игра на баяне. Частенько в компаниях он не только аккомпанировал маме, но и пел вместе с ней. Любовь к музыке он хотел привить и Олегу, для чего в местном доме культуры начали учить его игре на аккордеоне. В один из выходных дней Олег хотел порадовать родителей исполнением песни Матвея Блантера «Под звёздами балканскими», но что-то не заладилось – и ожидания слушателей не оправдались. Тогда же я взял в руки малознакомый мне инструмент и через некоторое время на слух подобрал мелодию, а затем и аккомпанемент песни. С тех пор я стал самоучкой, но всё же своим первым учителем считаю Олега.

Учёба в школе-интернате продолжалось до лета 1947 г. После окончания войны капитан П.И.Ванденко дважды руководил эшелоном демобилизованных бойцов, отправляемых с Востока на Запад по маршруту Владивосток-Москва-Одесса.

В мае 1947 г. Олег, Рая, Толя и я покинули свою историческую родину, так как родители вместе с нами отправились на Херсонщину, откуда были родом и где проживали родственники. Якорь был брошен в Херсоне. Здесь удалось приобрести часть дома с небольшим участком земли, за который пришлось отдать все имеющиеся на тот момент деньги. Наступила пора голода, продолжавшегося до осени 1950 г., когда Олег, с отличием окончив седьмой класс, поступил в Херсонское мореходное училище, где его нормально кормили, добротно одевали, обучали любимой профессии, воспитывали бойцовский характер, морской порядок и спортивную выправку. Да и мне в десятилетнем возрасте удавалось порой вносить свою лепту в благосостояние семьи. В школе меня привлекали для проведения праздничных мероприятий как музыканта, за что на отца оформляли небольшую денежную сумму. На лето меня приглашали как музрука в пионерский лагерь. И хоть денег не платили, зато мы вместе с младшими сестрой и братом в течение трёх месяцев бесплатно находились на отдыхе – на всём готовеньком.

Но оставаться слухачом было недостаточно, требовалось хотя бы знание нот. Баянист-самоучка, Павел Иванович (мой родитель) решил повезти меня в музыкальное училище. Оказалось, что вступительные экзамены уже давно прошли. Все же меня решили прослушать (проэкзаменовать). В итоге старший экзаменатор заявил: «Если батька купит баян, мы тебя возьмём». Дело в том, что учить на аккордеоне запрещалось, так как этот инструмент считался космополитическим. Был приобретен дешёвенький баян – и я стал учащимся херсонского музучилища.

По специальности меня направили в класс преподавателя Гаркуши Зинаиды Степановны, которая окончила Киевскую консерваторию по классу концертино. Недолгим было общение с этим чутким педагогом и замечательным человеком. Она ушла из жизни весной – не смогла побороть тяжелую болезнь. До сих пор я обращаюсь к пьесам и брошюрам, подаренным мне первым педагогом, давшим старт профессиональному образованию.

В марте 1953 г. в училище, как и во всей стране, прощались с И.В.Сталиным. Вселенская печаль, траурные мероприятия впечатляли.

Через год к директору училища Олейникову Николаю Васильевичу обратились с просьбой направить для работы с самодеятельным коллективом музыканта. Выбор пал на меня. Без отрыва от учёбы стал руководителем самодеятельного хора и аккомпаниатором солистов техникума сельской механизации.

На третьем курсе (1954-й - 1955-й учебный год) учебным планом было предусмотрено прохождение клубной практики. Мне вместе с однокурсником Пащенко Владимиром Андреевичем, который был вдвое старше меня, прошедшим в качестве музыкантского воспитанника пол-Европы, заменили практику на преподавание на трёхмесячных курсах по подготовке баянистов для клубов и домов культуры. Курсы проводились в городе Ульяновске Кировоградской области. Все, кого я должен был обучать, были в возрасте Пащенко, и мне, не имевшему жизненного опыта, поначалу было нелегко, но в итоге с задачей вполне справился и по клубной практике был аттестован на отлично».

Это только начало пути Ванденко Геннадия Павловича. Продолжение публикаций следует…

На фотографиях:

1. Ванденко Павел Иванович (отец Геннадия Павловича Ванденко)— артиллерист береговой охраны.

2. Родители Геннадия Павловича Ванденко: Ульяна Семеновна и Павел Иванович. г. Владивосток, остров Русский, 1947 г.

3. В пионерском лагере со своим первым учеником, г. Цюрупинск, Херсонской области, 1953 г. (Геннадий Павлович справа).

4. На первомайской демонстрации. Геннадий Павлович Ванденко (второй слева) рядом с Пащенко Владимиром Андреевичем — сокурсником и старшим товарищем-наставником, прошедшим в годы Отечественной войны путь до Вены. Херсон, 1955 г.

С уважением, Козырева Елена

Подготовила 

Последние новости

«Ни в коем случае не засыпайте днем!»: сомнолог — о том, почему от недосыпа можно растолстеть

Сомнолог рассказывает, как правильно спать и что нужно делать, чтобы не клевать носом днем Специалисты уверяют, что выспаться впрок невозможно Источник: Дарья Селенская / Городские порталы Бессонные ночи можно доспать.

Участники Движения Первых Кагальницкого района помогают в плетении маскировочных сетей для бойцов СВО

Активисты волонтёрского отряда Первых Кировской школы №4 вместе с руководителем гуманитарного проекта "Крепкий тыл" Людмилой Зацепиловой  плетут маскировочные сети для отправки в зону специальной военной операции.

Волгодонскому  району присвоена I степень качества управления бюджетным процессом

Об этом сообщает официальный сайт правительства Ростовской области. Контрольно-счетной палатой Ростовской области завершена проверка соблюдения органами местного самоуправления законности, эффективности,

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *