Почему религия и ценности становятся важной частью мировой политики
Какое место занимают сегодня традиционные религии в общественно-политической жизни стран Запада?
фото: Нина Зотина/РИА Новости
Какое место занимают сегодня традиционные религии в общественно-политической жизни стран Запада? Кто и как манипулирует «религиозной свободой» в политических целях? Как США и их партнеры пытаются превратить религиозную сферу в поле международной политической борьбы? Ответы на эти вопросы искали авторы доклада «Церковь и политика. Испытание новой реальностью», подготовленного Институтом международных исследований МГИМО МИД России. Их основной вывод — сегодня в западных странах религия смело используется в политических целях — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
— К глубокому сожалению, еще с начала холодной войны институт церкви использовался как площадка антисоветской пропаганды, — считает директор Центра европейских исследований Института международных исследований, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России Владислав Воротников.
Сегодня эстафета перешла к желающим использовать церковь в антироссийской политике. Кроме уже привычных всем новостей о раскольнических усилиях на Украине или в Черногории, добавились попытки оторвать от Руской православной церкви (РПЦ) православные церкви в Прибалтике и даже вывести из взаимодействия с РПЦ польских православных.
Ситуация усугубляется тем, что известная идеология shared values — общих, единых ценностей — становится своего рода квазирелигией. Если ты почему-либо не будешь соответствовать shared values, с тобой просто не будут поддерживать отношения.
По мнению заместителя заведующего кафедрой политической теории, научного сотрудника Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО МИД Даниила Паренькова, сегодня подвергается атаке довольно устоявшийся принцип разделения церкви и государства, их взаимного невмешательства в дела друг друга.
В докладе фиксируется нарастающее стремление светской власти не просто влиять на церковные институты, но и вписывать религиозные вопросы в политический нарратив, и в частности вменять религиозным организациям в антироссийскую позицию.
За препятствия на пути продвижения западной идеологии критикуются церкви Сербии, Молдавии и даже Польши.
Церковную проблематику уже давно не стесняются использовать как инструмент достижения политических или идеологических интересов.
И какие-нибудь Архонты Вселенского патриархата ( НКО — православный орден богатых американских греков — прим. ред.) с радостью в это вовлекаются.
Известные доклады о религиозной свободе Госдепа США под видом поддержки религиозных групп продвигают откровенную поддержку в тех или иных странах экстремистских, а то и террористических сил. И при этом атакуются традиционные религии.
И речь не только об атаках на Россию, но и о противоборстве внутри стран Запада. Так, например, во времена президента Дональда Трампа был установлен приоритет прав верующих над правами меньшинств. При Байдене этого уже, конечно, нет.
Сегодня западные или прозападно ориентированные политические силы не брезгуют искусственным созданием внутрицерковных противоречий и поддержкой их, с целью собрать с этого свой политический урожай. Этим особенно отличаются страны Прибалтики.
И никто уже давно не стесняется консультативной и финансовой поддержки раскольнических процессов на Украине.
Основные параметры присутствия Церкви в общественно -политическом пространстве были определены 10 лет назад, считает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества, заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин.
Когда стало ясно, что секуляризации не произошло, а религии и церкви продолжают вести себя довольно независимо, большинство западных политиков не захотело отказаться от мысли о необходимости следования Церквей в фарватере светской политики и подчинения их чужому для них порядку.
Хотя, по мнению Лункина, сделать церковь орудием политики и идеологии, не удалось.
Какие-то религиозные лидеры таким орудием могут становиться, но, в общем, Церкви в современном мире показывают свою внутреннюю силу.
Предотвращению использования «в своих целях» христианской церкви помогает «ген евангельской свободы», уверен Лункин.
Все-таки Мило Джуканович в Черногории так и не смог создать «свою», независимую от Сербской церкви митрополию.
И украинский проект по расколу Церкви потерпел политический провал. Не удалось создать сильной альтернативы существующей на Украине канонической православной церкви и расколоть ее. Константинопольский патриархат сильно обжегся на этом неудавшемся расколе и уже старается скорректировать свою позицию.
И страны Балтии, дающие сегодня пример прямого политического и довольно оскорбительного давления на православную церковь, наверняка упрутся в необходимость скорректировать свою позицию. Между тем, представители Православной церкви ведут там себя достойно и смело противостоят политическому нажиму.
Войны с церквями, с религией пока не удаются, как и попытки переманить их на свою сторону.
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор МГИМО Владимир Легойда считает, что сегодня надо вести речь не о том, что религии сохраняют свободу от чуждых им идеологий, но и о возвращение религии в центр мира.
По его мнению, мир еще ждет возвращение религии в публичные процессы, и надо хорошо оценить возможности и опасности этого явления.
Одним из главных моментов происходящего он считает переосмысление взгляда на религию, как на частное дело человека. У нас до сих пор человек может мотивировать свои поступки чем угодно, но не религиозными взглядами, подчеркивает он.
Попытки же превращения религии в политический и идеологический инструмент, пока заканчиваются неудачами. «Томос-тур» Порошенко, как самый яркий пример эксплуатации религиозной темы (» одна нация, один народ, одна церковь») стал примером того, как можно загнать ситуацию в куда более сложное положение, чем было до этого.
Он также напомнил о попытках подчинить религию и ее ценности модной «новой этике», и подчеркнул, что только религия дает нравственности позитивное обоснование, что только в ней этика опирается на нравственный абсолют. Во всех остальных случаях она — предмет договора о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Он обратил внимание на то, что в докладе очень качественно представлена тема нападок на Русскую православную церковь, построенных на передергиваниях и неправде.
По словам Даниила Паренькова, традиционные мировые религии сегодня стоят перед важной развилкой — перестроить свою внутреннюю богословскую позицию под запрос западных элит и потерять широкую паству в мире, либо снизить свою вовлеченность в идеологические сюжеты западного мира и сохранить универсальный настрой, обращая больше внимания на страны Африки, Латинской Америки, которые сейчас дают основной прирост верующих.
По его мнению, на фоне роста конфликтности на Западе будет расти и запрос на взаимодействие между Церквями и настоящими религиозными организациями не сектантского характера.
Елена Яковлева
Последние новости
Возобновление пассажирских перевозок по Дону
Губернатор Ростовской области озвучил планы по расширению водного транспорта.
Современное медицинское оборудование для центральной районной больницы
В больнице оснастили новые технологии для улучшения обслуживания пациентов.
Супербактерии: угроза для антибиотикотерапии
Почему обычные антибиотики не помогают некоторым пациентам?
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований