«На ночные съемки девушки брали с собой парней для безопасности»: ростовчанин рассказал, как стал арт-фотографом мирового уровня
фото: Сергей Савенко / архив героя публикации Ночная жизнь, творчество и уникальный взгляд на искусство привели героя нашего интервью к созданию новой техники световой фотографии, которая покорила мир.
фото: Сергей Савенко / архив героя публикации
Ночная жизнь, творчество и уникальный взгляд на искусство привели героя нашего интервью к созданию новой техники световой фотографии, которая покорила мир. Как диджей и ретушер превратился в арт-фотографа мирового уровня, какие приключения его ждут на ночных съемках и почему его работы лучше смотреть в большом формате — читайте в нашем интервью с Сергеем Савенко.Сергей, расскажи о себе и своей деятельности, увлечении арт-фотографией.
- Я ночной арт-фотограф. Пришел я к этому искусству в 2017 году, а до этого был бэкграунд ночной жизни: я работал ди-джеем, ретушировал фотографии. Кстати, до сих пор этим занимаюсь. И вот я заинтересовался, как бы совместились эти два направления: ночная жизнь и ретушь фотографий. Мне нужно было дать какой-то выход творческой энергии, и я занялся фотографией.
То есть ночная жизнь внесла коррективы в твою деятельность, ты увидел «белый свет» и решил превратить это в работу?
- Сначала я просто купил фотоаппарат. Изначально хотел снимать какие-то изображения для стоковых фотобанков. Но так как вся моя деятельность была ночной, работа в клубе и фриланс, я начал гулять по ночному Ростову, фотографировать город, лужи, двери, ночной городской пейзаж. Потом я наткнулся на фотографии со световыми рисунками и сразу влюбился. В ту же ночь я пошел, попробовал, мне сразу же понравилось, плюс я увидел, что этим никто не занимается, а мне очень было интересно что-то новенькое, не такое как у всех.
Можно сказать, что ты придумал что-то свое, и теперь это стало популярным?
- На тот момент, когда начал заниматься арт-фотографией, я пробовал то, что уже делали ребята из других стран, которые были в теме. Потом я стал изобретать какие-то свои новые техники, и они действительно начали тиражироваться на весь мир. Так что можно сказать, что я немного внес вклад в фотографию.
Расскажи о своей первой работе, какая она была? Поделись ощущениями того, что ты почувствовал, когда увидел результат.
- Учитывая, что я до сих пор занимаюсь ночной съемкой, результат порадовал, и до сих пор удивляет. То есть то, что я фотографирую, у меня вызывает «вау». Потому что когда рисую светом, я не вижу, что будет в итоге. Весь свет, который ложится на модель, все блики, которые создаются, они создаются случайным, спонтанным образом. Тогда у меня было ровно то же самое ощущение, что и сейчас. Это меня до сих пор удивляет, вдохновляет. Единственное, что для меня поначалу было непривычно – это ночью куда-то выйти вне городских улиц, что-то делать, еще и штатив нести. Когда с моим товарищем мы вышли сделать первую фотографию, казалось, что мы идем делать что-то незаконное. Это было драйвово.
А когда ты зовешь девушек фотографироваться ночью, им страшно не становится, как ты думаешь?
- Когда у меня не было портфолио, это был один из моментов, на который я обращал внимание. Я говорил девушкам, чтобы они брали парней, подруг, если они стесняются или переживают по поводу ночной съемки. Но все происходило нормально, соответственно появилось и портфолио. А еще у девушек появилась уверенность в том, что я фотографирую, а не что-то другое делаю. Ко мне охотнее начали приходить на съемки.
Но самые яркие истории у меня были в 2018 году, когда я ездил на своем старом Opel в такие места, куда обычно джипы катаются. Они смотрели на меня с удивлением, мол, что я тут забыл на легковушке. Это было самое захватывающее. Мне до сих пор иногда снятся сны про такие съемки, что моя машина осталась там, мы оттуда не выбрались или еще что-то. В общем, было немного экстремально, иногда ночью я терялся в степи, ехал по полю. Было много приключений.
Сейчас у меня более консервативный формат. Я научился добывать красивые кадры с меньшими потерями и меньшими приключениями.
А есть какие-нибудь необычные заказы? Или люди такой формат фотографии не понимают?
- Мне прежде всего нужно убедить людей, зачем им это нужно, потому что у многих людей есть привычка заказывать фотографа на свадьбы, на дни рождения, им этот формат понятен. Я предоставляю услуги арт-фотографии. Это то, что можно распечатать и повесить на стену, но нет общего тренда. Поэтому я вынужден это усиленно транслировать, чтобы люди захотели такую фотосессию. Скажем так, я нахожусь в какой-то отдельной категории фотографов. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время я себя буду даже называть больше художником, чем фотографом. Чтобы у людей не складывалось другое представление о том, чем я занимаюсь.
Так выходит, что тебе больше нравятся ночные и световые фотографии, а не обычные, верно?
- Да, именно. Мне импонирует творческая и выразительная работа, она должна быть эстетичной и красивой. Это то, что меня вдохновляет — стремление создавать что-то прекрасное. Я понимаю, что фотографы, фиксирующие воспоминания, делают важную работу - я сам обращался к таким профессионалам. У меня недавно родилась дочка, и мы делали для нее фотосессию. Но я хочу отойти от привычного и заниматься чем-то уникальным, своим, что мало кто делает — это моя внутренняя потребность.
Как ты думаешь, другие фотографы уже пытались использовать твою технику? Может быть, копировали её?
- Конечно, пробовали. На самом деле, я обучал некоторых людей, есть даже учащиеся из Ростова-на-Дону. Если они начинают использовать мою технику, то я на самом деле этому рад, потому что если что-то сделано плохо, это не будут копировать. Если хорошо — будут. Это своего рода подтверждение, что я создал нечто значимое.
Например, в 2020 году я разработал технику с использованием светящейся ткани, создающей уникальный световой рисунок, который ни на что не похож — как будто ткань висит в воздухе. Она получила большую популярность по всему миру; ребята из Японии, Европы и Америки начали её использовать и вначале даже отмечали меня в соцсетях, вдохновляясь моими работами. Это было приятное признание за то, что я сделал.
То есть тебя знают не только в России, но и за рубежом?
- Да, можно сказать, что я более популярен за пределами России. В запрещенной соцсети у меня 100 тысяч подписчиков, и почти все они из других стран. У меня свой уникальный подход к световым рисункам, и я стараюсь выделяться, привнося что-то новое и добавляя детали, которых не было раньше, чтобы удивлять зрителей. Это и является моим основным приоритетом.
Участвовал ли ты в конкурсах? Может быть, выставках? Расскажи об этом.
- Да, я принимал участие во многих конкурсах, особенно в те времена, когда у нас была возможность участвовать в международных проектах. Самая значимая моя награда — это победа в Sony World Photography Awards 2020, где я получил фотоаппарат и национальную премию. Кстати, до сих пор снимаю на тот самый фотоаппарат, который выиграл. Также у меня есть второе место в конкурсе ASUS, где в качестве приза получил ноутбук. Были и другие награды поменьше — световые инструменты, медали, отметки жюри. Если считать, сколько первых мест я занял, их больше, чем пальцев на одной руке. Участие в конкурсах для меня было важно не только из-за призов, но и для уверенности в себе. Это помогло мне убедиться, что я двигаюсь в правильном направлении и делаю действительно качественную работу.
Кем ты мечтал быть в детстве? Мог ли представить, что станешь заниматься световыми фотографиями?
- Честно говоря, я никогда не представлял себя фотографом. В детстве я ходил в кружки по рисованию, и это у меня неплохо получалось. Но в 1999 году у меня появился компьютер, и все увлечение рисованием быстро сошло на нет — я полностью увлекся компьютерами. Параллельно я учился в музыкальной школе, играл на баяне, потом самостоятельно освоил гитару. Было очевидно, что у меня есть творческая жилка. Фотография, возможно, пришла ко мне благодаря маме. Она в юности и во взрослом возрасте увлекалась фотографией, работала в фотолаборатории института в Новочеркасске. Дома у нас было несколько маминых фотоаппаратов. Это, вероятно, тоже сыграло роль.
Вообще, я всегда находил себя в творческих занятиях: занимался дизайном, писал музыку. Даже когда создавал музыку, всегда представлял, как будет выглядеть обложка для релиза. Со временем я понял, что визуальное искусство для меня важнее, чем музыка. Так я и пришел к фотографии. Сейчас выставки — это одно из ключевых направлений моей работы. Именно тот вид фотографии, которым я занимаюсь, лучше всего воспринимается в формате выставок. Я слышал много положительных отзывов о своих работах. После участия в фотоконкурсах и ярмарках меня начали активно подталкивать к выставкам.
В следующем году я снова планирую участвовать в арт-ярмарках. Я всегда советую людям увидеть мои работы в печатном формате. Это совершенно другой опыт. Лента соцсетей не дает того удовольствия, что дает просмотр работы в большом формате, например, метровой ширины. Это совершенно особый вид искусства.
Какая твоя любимая работа?
- Моя самая любимая фотография была сделана в декабре 2020 года. Ей уже исполнилось четыре года, и она до сих пор для меня особенная. Именно этот кадр стал моментом, когда я изобрел новую технику, которой до меня никто не использовал. Этот кадр удивил даже меня самого. На каждую съемку я обычно беру один-два новых инструмента, чтобы протестировать их в работе. Тогда я взял большой светящийся шнур и сделал снимок, на который, честно говоря, не возлагал больших надежд. Но в итоге получилось нечто потрясающее. Эта фотография принесла мне 10 международных наград, и я очень ею горжусь.
Денис Забнин
Последние новости
В Таганроге дан старт новогодним представлениям для детей
Первыми сказку «Тайна зазеркалья» в ДК «Фестивальный» посмотрели дети из семей участников СВО.
В 2025 году для многодетных семей Дона будут действовать новые меры соцподдержки
В Ростовской области на программу стимулирования рождаемости и поддержки многодетных семей в 2025 году заложат 16 млрд рублей.
«Для пользы и красоты города» — в музее Таганрога открылась новая выставка
В музее «Градостроительства и быта г. Таганрога» можно познакомиться с экспонатами выставки «Для пользы и красоты города», посвященной деятельности Таганрогского Строительного комитета в 1806–1867 годах.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований