Залили трупы бетоном, а потом зеки долбили его: история кладбища на месте сквера «Дружба»
История кладбища, которое предшествовало скверу «Дружба» - одна из главных городских легенд Волгодонска.
История кладбища, которое предшествовало скверу «Дружба» - одна из главных городских легенд Волгодонска. В городе до сих пор гадают, где точно находился этот некрополь, кто и куда перенес оттуда человеческие останки, и можно ли найти, если сильно постараться, человеческие кости в «Дружбе».
Блокнот встретился с одним из первостроителей нового города Григорием Хаевым. Он вошел в составе первого строительного десанта, который высадился на пока еще пустынный берег Сухо-Соленовского залива. Родился Григорий Хаев в 1950 году в станице (сейчас — город) Усть-Лабинская в Краснодарском крае. В трехлетнем возрасте родители перевезли его в Волгодонск. В нашем городе Хаев живет с 1953 года. Можно сказать, что он полный ровесник города, который застал все этапы развития Волгодонска почти со дня рождения до современности.
В юности строителем он стать не мечтал. После службы в армии он пошел работать на химический комбинат, в 60-х, начале 70-х годов — главное градообразующее предприятие города. Начинал работать дежурным слесарем, а закончил — помощником бригадира на дистилляционной установке цеха синтетических жирных кислот №2.
Работа на химическом заводе сулила определенный карьерный рост, но перспектива обзавестись собственной квартирой была туманной — собственного жилья для молодых сотрудников в первой половине 70-х годов химический комбинат в больших объемах уже не строил. Но в городе тогда начиналась стройка «Атоммаша». Там всем молодым людям обещали повышенные зарплаты, а за несколько лет работы — и ключи от собственной квартиры в новом и современном доме. Вспомним, что в начале 70-х годов в Волгодонске обычный 9-этажный дом с лифтом и мусоропроводом считался верхом строительного прогресса. Больше на стройке и платили. Хаев вспоминает, что при его переходе в бригаду отделочников, зарплата выросла в 2 раза, превысив 200 рублей.
Наш герой попал в одну из первых бригад мастеров-отделочников. В их задачи входили финальные работы в квартирах. Работу в новом городе начинал СУОР «Мосжилстрой» - филиал крупного строительного треста из Москвы, который перед Волгодонском успел поработать на строительстве жилья в Тольятти и Набережных Челнах.
- Я , и многие волгодонцы, влились в этот коллектив. Платили по 200-300 рублей, на химзаводе выходило 100-120 рублей. На стройке я стал работать плотником-линолеумщиком: стелили линолеум, ставили и стеклили окна и двери, - вспоминает те уже далекие дни Григорий Хаев.
В нескольких десятках метров от первых домов лежало кладбище станицы Старо-Соленовская. По воспоминаниям Хаева, оно представляло собой почти правильный прямоугольник со сторонами в 100 и 50 метров. Часть пространства внутри кладбища осталась пустым. Земли было много, поэтому некоторые захоронения могли устраивать немного в стороне.
Единственное сохранившееся изображение кладбища (в правой части снимка за деревянным забором). Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
Мимо кладбища пролегала грунтовая дорога, которая после начала строительства нового города была сначала забетонирована, а затем и заасфальтирована, превратившись в улицу Энтузиастов. Если посмотреть на современный сквер, то кладбище начиналось от арки на входе в парк и тянулось вдоль улицы Энтузиастов примерно до того места, где сейчас стоит игрушечный паровозик. В ширину полоса захоронений тянулась вглубь парка.
На этом месте кладбище появилось между 1949 и 1951 годах, когда станица переселялась со дна будущего Цимлянского моря. Тогда фамильные захоронения станичники переносили в спешке, были утеряны и ценные каменные надгробия, которые в итоге остались на дне моря. Участок под кладбище выделили в нескольких километрах от станицы в степи. В соседнем Красном Яру также перенесенное кладбище устроили недалеко от домов.
За 20 лет существования кладбища оно представляло собой небольшой и бедный некрополь — просто несколько рядов могил почти без оградок, чахлые деревца, с трудом растущие из сухой почвы, заросли полыни и ковыля. Капитальных построек на кладбище не было. Времена стояли атеистические, поэтому кладбище обошлось без часовни, а на многих могилах не было крестов, которые заменяли надгробиям со звездочками.
Затерянное в степях кладбище даже вошло в местный детский фольклор: пройти в темноте по глухой дороге мимо могил для ребенка становилось настоящим испытанием. «Я жил в Красном Яру. И мы с пацанами бегали драться со Старо-Соленовскими.Один раз нас погнали, и мы убегали через это кладбище. Помню был вечер, стало очень страшно».
Субботник на месте ликвидированного кладбища
Генплан Нового города Волгодонска, разработанный под руководством известного архитектора Семена Райтмана, предусматривал на перспективу постепенный снос и переселение станицы Старосоленовской. Станичное кладбище, которое оказалось в центре первых жилых массивов Нового города, подлежало сносу в первую очередь.
В период стройки кладбище обнесли деревянным забором. Рядом в вагончиках разместился один из строительных штабов, здесь в одном из вагончиков открылся едва ли не первый в новом городе продуктовый мини-магазин. Старожилам города он больше всего почему-то запомнился вкусными соленьями.
Кладбище, по словам Григория Хаева, переносили в 2 этапа и в некоторой спешке. Город строился очень быстро — буквально за 2 года с 1976 по 1978 была возведена первая очередь нового города от переулка Западного до улицы Энтузиастов. На месте кладбища сразу планировали разбить парк. Поэтому ликвидировать кладбище следовало как можно скорее, но спешка ни к чему хорошему не привела.
Могилы в большинстве своем переносили на кладбище Красного Яра. Тогда Красный Яр и Соленый входили в состав отдельной административной единицы, выделенной при начале строительства «Атоммаша» из состава Волгодонского района в подчинение Волгодонску — Красноярского сельского совета.
Первый дом нового города. Вид со стороны улицы Энтузиастов. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
Вначале переносом захоронений занимались жители Соленого. Но на месте остались брошенные и неопознанные захоронения. За 20 лет многие успели уехать из станицы, в результате чего могилы остались безнадзорными. Тогда и было принято руководством стройки, как вспоминает Григорий Хаев, простое, и как казалось в начале, элегантное решение. Брошенные могилы оставить в земле, а сверху их просто забетонировать. Кладбище залили бетоном за несколько дней, а после схватились за голову от принятого решения. Оставить в центре города в парке свежие захоронения оказалось странным решением. К тому же бетонная глыба в будущем мешала нормальному озеленению парка. В шоке были и жители станицы Соленовская, начавшие строчить многочисленные жалобы и обращения в партийные и советские органы власти. Все пришлось переделывать. В один прекрасный день на забетонированное кладбище прибыла бригада «химиков», расконвоированных осужденных, занятых на строительных работах. Они взломали бетонный монолит и вручную проверили могилы. Человеческие останки вывезли на то же кладбище в Красном Яру. Для храбрости рабочим давали стаканчик водки.
- Могилки, холмики, и больше ничего. Улица Энтузиастов тогда была кладбищенской дорогой. Кладбище решили снести и убрать. Обратились к родственникам в Старо-Соленый. Кто вызвался забрать своих покойников — тем помогали выкопать. Могилки перенесли в Красный Яр на кладбище. А что осталось засыпали хлоркой и залили бетоном, слой вышел толщиной сантиметров 50. Вышел такой саркофаг над могилами. Потом жители начали возмущаться. Так этот бетон разбили, вывезли. Все останки выкопали и перенесли в Красный Яр. Были «химики» в Красного Яра, заключенные. Вот они и выкапывали останки и перезахоронили их. А хорошие деревья из-за хлорки так и не растут. Земля испорчена была, - вспоминает Григорий Хаев
По его словам, человеческих останков под сквером «Дружба» сейчас нет.
А пока рядом росли первые дома нового города. В июле 1976 года была сдана первая жилая пятиэтаэжка с современным адресом проспект Строителей, 10а. Через несколько лет рядом этим домом уставили памятник «Ключ» - символ рождения новой части Волгодонска.
Заселение первого дома в новом городе, 1976 год. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
В 1975 году собственной промышленной базы крупнопанельного домостроения в городе не было. Пятиэтажки в старом городе в предыдущие годы преимущественно строились из кирпича. Поэтому первые панельные дома в старом городе были возведены из привозных деталей. А так как на стройке начинали работать строители из Тольятти и Набережных Челнов, то и дома в Волгодонске начинали строиться по таким же проектам, как в этих городах. По словам Хаева, первый дом в новом городе построен по проекту «тольятинской серии». Из Тольятти в Волгодонск доставили и все детали для строительства. Долгий путь они проделали по воде и железной дороге. Отличительным признаком серии пятиэтажных домов из Тольятти стали стеновые плиты, облицованные мелкой керамической плиткой.
Дома «тольяттинской» серии возили из Тольятти. Привозили в комплекте вместе с дверными коробками, обналичкой, плинтусами, линолеумом. Все комплектовалось на домостроительном комбинате в Тольятти. Чем удобно - в таких домах не надо стяжку на пол заливать. Одна плита ложилась полностью на всю квартиру, - рассказывает Григорий Хаев
Первые дома в «чистом поле» строились не без проблем. Во время распутицы короткое расстояние от уже забетонированной улицы Энтузиастов до стройплощадки мог преодолеть только трактор с тележкой или с машиной машиной на прицепе.
- Чтобы до дома довезти строительный материал, приходилось тракторами таскать машины с материалом. Подъездных путей не было, а грязь была везде. Машины в ней тонули. Сам первый дом заселили не сразу. Отделку в нем сделали, а коммуникации еще не были готовы. Что можно сказать, про людей, которые начинали строить новый город? Работали мы качественно, и в накладе не оставались. Чем больше и лучше сделаешь, тем больше платили. Работы было много, но авралов не было. Работали мы много, но хорошо. Первыми эстафету работ приняли «москвичи», а следом подтянулись и волгодонцы. В первый набор рабочих на стройку брали лучших, выбирали крепких и смышленых ребят. Силы ведь требовалось много. Когда стройка только начиналась, средств малой механизации не было. А попробуйте 100-килограммовый рулон линолеума поднять на пятый этаж. Но все это было великое время, когда и возник наш большой Волгодонск, - завершает свой рассказ Григорий Хаев.
Вилли Штоф сажает дерево, 5 ноября 1977 года. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
А название «Дружба» закрепилось за парком в первые годы его существования от т.н. «Аллеи Дружбы». Достаточно распространенная в то время в СССР практика предполагала, что известные люди и целые коллективы оставляли в память о визите в город деревья. Официальной датой рождения парка считается 5 ноября 1977 года, когда Волгодонск посетила делегация из Германской Демократической Республики. К тому времени территория будущего парка была выровнена и распланирована, началась прокладка первых дорожек и посадка саженцев деревьев.
Гостей из Восточного Берлина возглавил председатель Совета министров и член Политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вилли Штоф. Вместе в ним в Волгодонск прилетели посол ГДР в СССР Гарри Отт и еще десяток крупных чиновников. В недавно открытом аэропорту в Цимлянске немцев встретили хлебом и солью, а затем на машинах помчали в Волгодонск. В центре города по обочине дороги немецких коммунистов встречали пионеры с флагами СССР и ГДР. Немцы посетили «Атоммаш» и митинг в на площади Победы. В новом городе гостей после экскурсии по корпусу №1 завода «Атоммаш» завезли в будущий парк. Там Вилли Штофу вручили лопату. С ее помощью он посадил дерево на Аллее дружбы. Считается, что после этого дня парк Дружба и получил свое название. Аллея дружбы в новом парке стала настоящим местом паломничества всех знаменитостей, посещавших Волгодонск в то время. Именные деревья успели посадить космонавт Виталий Севостьянов, легендарный энергетик, министр энергетики и электрофикации СССР Петр Непорожний и многие другие известные личности.
Константин Прибрежный
Последние новости
Инвестиции в агросектор: модернизация тепличного комплекса в Ростовской области
Подписание соглашения о модернизации тепличного комплекса стало важным шагом для агропромышленного комплекса региона.
Засуха угрожает урожаю озимой пшеницы в Ростовской области
Министр сельского хозяйства призывает аграриев молиться о дожде.
Ростовская область усиливает надёжность электроснабжения
Комплексные меры для улучшения энергетической инфраструктуры региона.
Как руководитель отдела продаж повышает прибыль компании в три раза
В современном мире бизнеса успешность компании напрямую зависит от эффективности работы отдела продаж