Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения
Свод правил противопожарного режима (ППР) устанавливает обязательные требования, которые регулируют организацию производства и содержание объектов защиты, а также поведение людей для поддержания пожарной безопасности. Нормы ППР в России определены на законодательном уровне и должны соблюдаться всеми государственными и частными компаниями. В этом случае ответственность за своевременное выполнение ППР лежит на руководителях и собственниках объектов защиты.
Нарушение свод правил противопожарного режима грозит серьезными последствиями, а именно штрафом, установленным в соответствии со статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.
Штраф зависит от категории нарушителя и колеблется в следующих пределах:
- от 2000 до 5000 рублей для граждан,
- от 6000 до 15000 рублей для должностных лиц,
- от 20000 до 30000 рублей для индивидуальных предпринимателей,
- от 150000 до 200000 рублей для юридических лиц.
Если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, в соответствии со статьей 20.4 КоАП, штраф увеличивается практически вдвое. В этом случае, юридические лица будут обязаны заплатить от 200000 до 400000 рублей.
Изменения в ППР в 2023 году
В марте 2019 года правительство РФ утвердило постановление о внесении новых изменений в Правила противопожарного режима (ППР). Напомним, что изменения в ППР вносятся регулярно, к примеру, последние изменения, датируемые декабрем 2017 года, касались ответственности за возгорание сухой растительности в лесных зонах и на земельных участках в сельской местности.
Осенью 2019 года произошли новые изменения в требованиях пожарной безопасности, коснувшиеся граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановление Правительства РФ №1216 от 20 сентября 2019 года «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» запрещает использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц. Также были уточнены запреты на курение. Курить на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь можно только в специально отведенных местах (курилках).
Последние изменения в ППР устанавливают обязанность руководителей культурно-просветительных и зрелищных учреждений информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Рекомендуется сообщать гражданам о порядке действий зрителей при возникновении пожара, направлениях эвакуационных путей и выходов, а также о расположении огнетушителей перед началом сеансов в кинозалах, используя либо речевые сообщения, либо видеосюжеты.
Основной акцент Постановления от 20 сентября 2019 года сделан на уточнении требований к торговым объектам и объектам с ночным пребыванием людей. Главным нововведением является необходимость осуществления загрузки и выгрузки товаров и тары в рабочее время по путям, не связанным с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также для объектов с ночным пребыванием людей устанавливается обязательное организование круглосуточных дежурств обслуживающего персонала.
Кроме того, Постановлением №1216 были скорректированы требования к пожарной безопасности медицинских учреждений. Ранее, палаты для детей и тяжелобольных должны были находиться исключительно на первом этаже здания, но после вступления в силу нового Постановления, их размещение предусмотрено преимущественно на первом этаже. Также теперь размещение мастерских, складов и кладовых в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений разрешена, что ранее было запрещено.
В 2021 году, изменения в ППР направлены на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проведение проверочных и профилактических мероприятий будет уделяться особое внимание обеспечению первичными средствами пожаротушения, то есть возможности использования огнетушителей. Таким образом, новые правила направлены на обеспечение безопасности и удобства пребывания людей на торговых объектах, объектах с ночным пребыванием, а также в медицинских учреждениях, а также на уменьшении угрозы пожаров на железнодорожном транспорте.
В соответствии с изменениями 2021 года, ППР, которые на данный момент действуют в России, возлагают на руководителей организаций и собственников объектов ответственность за самостоятельное определение зон возможного возгорания и обеспечение достаточного количества огнетушителей соответствующего типа.
Например, при проведении общего анализа противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава, количество и тип огнетушителей определяется на основе наименования объекта защиты (таких как электровоз, тепловоз, вагон и другие), его размеров (например, поезд или секция) и класса возможного пожара, а также огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей выбираются в соответствии с нормативами, указанными в Приложении 2.1 ППР, учитывая упомянутые критерии.
При обеспечении безопасности технологического оборудования, выбор типа и количества огнетушителей проводится с учетом технической документации (ТУ или паспортов), содержащей информацию о правилах противопожарного режима при эксплуатации указанных средств тушения. Также необходимо учитывать температуру воздуха на объекте.
В случае возможной угрозы возникновения различных типов пожаров в железнодорожном подвижном составе, рекомендуется использовать универсальные огнетушители, применяемые в различных областях.
Согласно нововведениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны иметь, помимо огнетушителей, также средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения для каждого члена бригады. Количество средств защиты должно соответствовать количеству работников на бригаде.
Действующие в России правила противопожарной безопасности предписывают организациям и собственникам объектов самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечивать достаточное количество огнетушителей необходимого типа.
В ходе общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество и тип огнетушителей зависят от площади помещения, характеристик горючих веществ и наличия открытых зон. Кроме того, при определении количества и типа огнетушителей учитываются три критерия: огнетушащая способность устройства, категория помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.
Заметка об огнетушителях
Выбор ручного или передвижного типа огнетушителя зависит от анализа размера возможного пожара. Если вероятность крупных возгораний высока, то в России правила противопожарного режима требуют использовать передвижные средства пожаротушения. Для небольших помещений до 50 м3 могут применяться также самосрабатывающие порошковые огнетушители.
При защите технологического оборудования необходимо руководствоваться технической документацией (ТУ или паспортами), где также содержатся положения о том, что запрещается правилами противопожарного режима при эксплуатации. Также важно учитывать температуру воздуха на объекте, а в случае угрозы возгораний разного типа предпочтение отдается универсальным средствам.
Необходимо помнить о важности выбора количества и типа огнетушителей для каждого объекта. Для этого необходимо обращаться к Приложениям 1 и 2 ППР, где утверждены нормы по выбору огнетушителей, которые зависят от класса пожара и категории по пожарной и взрывопожарной опасности объекта. Не стоит забывать об этом правиле в целях обеспечения безопасности на объекте.
Владельцы объектов должны знать об особенностях правил противопожарного режима, которые содержат специальные нормы для отдельных объектов. Например, здания общественно-делового назначения должны иметь два огнетушителя на каждом этаже. Если несколько помещений одного назначения находятся рядом, норматив определяется путем сложения площадей всех помещений. Для объектов категории Д с площадью до 100 м2 огнетушители не требуются, а если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения, количество огнетушителей снижается на 50% от нормы. Для мест хранения вычислительной техники, музеев, архивов и подобных объектов используются углекислотные или хладоновые огнетушители.
Необходимо отметить, что ППР также устанавливают требования к размещению и удаленности огнетушителей. Например, Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания — от 20 до 70 м в зависимости от категории и типа объекта, а также высоту расположения — не более 1,5 м.
Обязанности руководителя включают оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров. Кроме того, руководитель должен обеспечивать перезарядку огнетушителей и железнодорожный подвижной состав огнетушителями согласно установленным нормам.
Изменения в правилах противопожарного режима, проведенные в 2019 году, коснулись требований к огнетушителям. Все используемые средства должны быть опломбированы, а на пломбе должен быть указан идентификационный номер и месяц и год зарядки. Основополагающий документ должен иметь порядковый номер и быть выдан изготовителем. В случае срыва пломбы или ее повреждения необходимо заменить огнетушитель.
Таким образом, ужесточение требований к обеспечению противопожарной безопасности является мерой, направленной на повышение самостоятельности и ответственности владельцев объектов и арендаторов, а не на оказание давления на собственников. В случае несоблюдения мер противопожарной защиты может угрожать безопасности многих людей.
Фото: freepik.com